Человек и ноосферное развитие
Журнал №20 (2013 год)

Журнал №19 (2013 год)

Журнал №18 (2012 год) Журнал №17 (2011 год) Журнал №16 (2009 год) Журнал №15 (2008 год) Журнал №14 (2008 год) Журнал №13 (2007 год) Журнал №12 (2007 год) Журнал №11 (2007 год) Журнал №10 (2007 год) Журнал №9 (2006 год) Журнал №8 (2006 год)
Журнал №7 (2006 год) Журнал №6 (2006 год) Журнал №5 (2005 год) Журнал №4 (2005 год) Журнал №3 (2004 год) Журнал №2 (2004 год)

Главная
23 | 09 | 2017
Человек и ноосферное развитие

В начале XX века русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский осознал неизбежность перехода биосферы в ноосферу. В конце XX века, когда алчное человечество своей неразумной деятельностью поставило биосферу на грань гибели, переход к ноосфере стал актуальной конкретной задачей. Ибо другого пути спасения нет.
НООСФЕРА — это сфера разума («ноос» — разум в переводе с греческого).
БИОСФЕРА — это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы; активная оболочка Земли. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, об¬разуя целостную динамичную систему. Размеры биосферы в про¬странстве ограничиваются слоем толщиной 30—40 км. НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ — это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.
Человеческая деятельность ныне становится основным геообразующим фактором развития активной оболочки Земли. Расточительная и неумелая экономическая деятельность истощает и отравляет биосферу. Так безрассудно действовало общество, про¬возгласившее вершиной прогресса социалистический способ производства, так действовало и действует и общество, доказывающее совершенство капиталистического способа производства. В первом случае целью общества была объявлена социальная справедливость распределения благ, во втором — получение максимальной прибыли. Как известно, цель организует систему. Поставленные таким образом цели организовали системы разрушения биосферы. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществить ее можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться Разумом.
Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку оно рассматривает в качестве единой системы Планету Земля, обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума.
Ноосферное развитие должно базироваться на четком понимании того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения Природы невозможно продолжение рода человеческого. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее. Этому нашему преступлению нет оправдания.
Хорошо об этом сказал писатель В. Хижняк (газета «Набат», №30,1991): «Мать у нас одна, и имя ей — Природа, нет преступления более позорного и караемого более жестоко, чем убийство собственной матери, и нашим наказанием будет мучительная смерть наших детей и внуков.
Все, что вредно одному человеку, нездорово для всего человечества. Мы все связаны незримыми нитями. Вода и воздух объединяют нас, ибо за жизнь одного поколения они успевают пройти через тело каждого и быть горючим для ума, сердца, мышц. Берегите же их — они ведь будут верно служить вашим детям и внукам ваших внуков! Сохраняйте и приумножайте леса, ибо это они возвращают воздуху и воде ту силу, которую они отдают нам.
Смерть каждого ручья перерастает в беду моря. Каждый новый квадратный километр сотворенной человечеством пустыни — угроза океану и плодородным землям за многие тысячи миль от нее. Уничтожение тропических лесов ведет к кислородному голоду.
У человечества сегодня есть только две возможности: либо стать спасителями — в полном смысле этого слова — жизни на земле, либо быть проклятыми теми, кто будет гибнуть в результате нашей деятельности, третьего, как говорили римляне — не дано!»
Ноосферное развитие в центре внимания ставит Человека, который должен иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, как в настоящее время, так и в будущем.
Переход к ноосферному развитию требует создания единого экологического пространства и мышления. Современное общество сможет выжить, если будет действовать как единый разумный организм; спастись в одиночку при глобальных катастрофах невозможно. При переходе к ноосферному развитию следует исходить из устойчивости мира, переплетения его проблем, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе, включая разработку процедур и механизмов, способных обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации в целом. При этом проблема выживания человечества должна стать приоритетной в ряду всех других национальных проблем государств.
На этом пути развития потребуется смена мировоззрения и идеологических принципов, замена приоритета потребления на приоритет общего качества жизни, удовлетворения естественных потребностей.
Идея ноосферного развития, в конечном итоге, должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого требуется:
- глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития;
- переориентация образования и просвещения;
- широкое общественное движение за спасение человечества от грозящей ему катастрофы.
- создание иерархии исполнительных механизмов для обеспечения ноосферного пути развития общества.
Первым необходимым условием нашего выживания является недопущение глобальной ядерной войны, после которой само существование человечества как вида станет невозможным.
По оценкам специалистов в результате ядерной войны, кроме радиационного загрязнения окружающей среды и больших разрушений, может произойти существенное изменение климата. В частности, значительное снижение температуры воздуха на обширных территориях в течение многих дней может иметь весьма тяжелые последствия для биоты, особенно в критический период роста растений.
Возможно также уменьшение озонового слоя со всеми негативными последствиями для человечества.
Тотальные физические эффекты могут вызвать рост отрицательных биологических эффектов, неизвестных науке. Поэтому при переходе на ноосферный путь развития мы должны принять все необходимые меры для уничтожения на планете ядерного оружия.
Человечество выживет при условии, если его потребности в ресурсах биосферы, идущих на создание жизненных благ населения не будут превышать возможностей биосферы, (при которых сохраняется ее устойчивость).
Таким образом, вторым главным условием выживания человечества является сохранение равновесия между возможностью биосферы и потребностью населения Земли в удовлетворении его жизненных благ.
Сохранение баланса между возможностями и потребностями должно стать основным Законом цивилизации XXI века при взаимоотношениях:
а) общества и природы;
б) между государствами;
в) между людьми.
В связи с ростом населения и ограниченностью ресурсов биосферы сохранение данного равновесия стало главным условием выживания человечества. В настоящее время численность населения Земли составляет 5,6 млрд. человек; в 2025 году она, по прогнозам, достигнет 8,5—10 млрд. Показательно, что по отношению к 1950 году число землян удвоилось, а прирост за последние 20 лет составил 1,7 млрд. человек, что эквивалентно всему населению планеты в начале этого века.
Основной прирост (1,5 млрд. человек) приходится на развивающиеся страны.
Если население будет расти такими темпами, если мы по-прежнему будем загрязнять окружающую среду так, как это делается сегодня, если также быстро будет расти расход ресурсов, а технология и техника — топтаться на месте, — катастрофа неизбежна. Избежать ее можно только за счет регулирования численности населения планеты и целесообразного технического прогресса, обеспечивающего снижение антропогенной нагрузки на биосферу.
Регулирование прироста населения должно осуществляться цивилизованными методами в комплексе с решением социально-экономических проблем.
Самые высокие темпы прироста населения наблюдаются в бедных странах Земли. Семьи, имеющие низкие доходы и недостаточное социальное обеспечение, нуждаются в детях, которые, вовлекаются в работу, вносят свой вклад в семейный бюджет, а затем и кормят родителей.
Ноосферное развитие во многом зависит от эффективности демографической политики отдельных стран. Прежде всего, это относится к государствам Южной Азии, Африки и Латинской Америки.
В целом есть веские основания считать что численность населения Земли должна стабилизироваться на уровне 14—16 млрд. человек. Этой численности, вероятно, будет достаточно, чтобы на всей поверхности Земли организовать ноосферное хозяйствование.
На каждом этапе развития цивилизации человечество обладает определенным потенциалом по использованию и преобразованию ресурсов биосферы без нарушения ее устойчивости. Этот потенциал, по мере ускорения технического прогресса, увеличивается, а следовательно, расширяются и возможности выживания цивилизации. Если обратиться к истории человечества, то совершенствование средств производства и предметов потребления не раз спасало его от гибели.
По мнению академика Н.Н. Моисеева , человечество в начале неолита могло бы исчезнуть с лица Земли, подобно тому, как исчезали отдельные популяции, нарушившие равновесие присущих им экологических ниш. Люди, научившись эффективно охотиться, начали гораздо быстрее уничтожать стада мамонтов и крупных копытных, составляющих основу их рациона. Возник первый глобальный экологический кризис. Потребности растущего населения перестали соответствовать ресурсным возможностям его экологической ниши. Однако люди сумели выйти победителями из него, научившись земледелию и скотоводству. Экологическая ниша человечества качественно расширилась и человеческий род продолжился.
Благодаря техническому прогрессу решаются две главные для выживания человечества задачи:
• повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала Планеты,
• использование новых сил Природы на благо Человечества.
Важнейшую роль в жизнедеятельности человечества играют:
• экологические ресурсы;
• ресурсы для производства продуктов питания;
• энергетические ресурсы;
• ресурсы для производства конструкционных материалов и другие.
Ближайшее будущее человечества, в основном, зависит от первых трех видов ресурсов, так как они лимитируют дальнейшее его развитие.
Разумно управлять развитием общества можно лишь точно зная, где таится опасность, где та черта, за которую нельзя перешагнуть. Чтобы не переступить эту черту, при развитии и размещении производительных сил необходимо обеспечить:
а) сохранение озонового слоя Земли,
б) предотвращение глобального потепления,
в) сохранение устойчивости биосферы при изъятии биотических ресурсов,
г) сохранение отдельных природных экосистем.
Переход от периода, когда человечество является мощной, но, прежде всего разрушающей силой, к периоду, когда его мощь будет полностью согласована с возможностями биосферы и подчинена цели сохранения биосферы и развитию и совершенствованию своего духовного начала, переходит через эпоху всеобъемлющего кризиса. Человечеству предстоит одновременно решить несколько сложнейших задач: стать единой системой, не потеряв многообразие культур, духовного мира; обеспечить развитие, прежде всего духовное и культурное, каждого человека, уменьшив одновременно нагрузку на биосферу; исправить содеянное в биосфере, не потеряв экономического потенциала, необходимого для удовлетворения естественных потребностей человека.
Наиважнейшей, необходимейшей частью ноосферного процесса является безусловное осознание человечеством и каждым человеком своей роли и своей ответственности за формирование ноосферы. Весь накопленный опыт человечества — духовный, культурный, индивидуальный — должен быть бережно и тщательно изучен и максимально использован для решения этой грандиозной задачи. Нужно научиться понимать мысли и идеи, высказанные не только на разных языках, но и в разных системах понятий. Каждый должен преодолеть свой фарисейский грех, т. е., в частности, мнение о том, что только ему или исповедуемой им системе дано истинное знание. Необходимо помнить, что человеческое знание всегда частично, неполно, и невозможно, не впадая в фарисейский грех, считать, что являешься владельцем Божественного знания.
Учение о ноосферном переходе позволяет удивительным образом снять остроту и непримиримость даже религиозного и атеистического представлений о мире, если, конечно, каждая из сторон будет нести в душе уважение к иным взглядам. Для религиозного человека формирование ноосферы есть осуществление Божественного замысла о торжестве духовного начала. Для человека атеистических убеждений ноосфера — вершина и цель деятельности человека в этом мире. Противоположные взгляды, но общая цель мощно объединяет людей в осуществлении Божественного замысла. Это возможно потому, что у каждого из участников общее, единое дело, каждый видит перед собой цельный мир, ни у кого нет противопоставления человека остальному миру. Человек — часть мира, человек ответственен за сохранение и совершенствование этого мира.
Далее мы приведем попытку построения ноосферной этики, исходя из естественнонаучного видения мира. Естественно-научный аналитический подход позволяет легко получить конструктивные выводы о том, как действовать, чтобы осуществить ноосферный переход. Ноосферу же строят все люди, разных видений мира, разных убеждений.
Каждая переломная эпоха, порождая новые этические концепции, решала посредством этих концепций свои конкретно-исторические задачи и, вместе с тем, вносила непреходящие, остающиеся уже далее с человечеством навсегда результаты работы мысли о добре и зле, о предназначении человека, о его связи с миром, о его свободе воли. Новые учения возникают не в духовной пустыне, они вбирают в себя предшествующий опыт, опираются на него, даже если борются и отрицают что-то из этого опыта.
В одном из лучших энциклопедических словарей — энциклопедии Брокгауза и Эфрона — сказано: «Стремление рационально обосновать человеческую мораль и вывести ее из единого и безусловного принципа приводит этическое исследование к установлению и определению самых общих этических категорий, обозначаемых обыкновенно терминами «высшее благо», «добро», «долженствующее быть». Так как категории эти становятся в тоже время и конечными целями человеческого или даже мирового развития, то этика получает при этом характер учения о конечных целях». Такое понимание этики восходит в западной философии к философскому учению одного из интереснейших мыслителей античной Греции — Гераклита Эфесского. Гераклит полагал, что быть нравственным значит быть причастным единому Вселенскому разуму. На рубеже XIX и XX веков, главным образом, усилиями того течения мысли, которое получило емкое название «русский космизм», было осознано, что Человечество, его духовная энергия, научная мысль являются силой планетарного и космического масштаба и что они обеспечат торжество духовного начала над ограничительной властью пространства и времени.
Такой подход представляет собой необходимую и достаточную платформу для того, чтобы строить этику на естественнонаучной основе, полностью сознавая при этом конкретно-историческую обусловленность именно такой постановки задачи.
Итак, этика — учение о конечных целях. Человечество является центральной фигурой мирового развития. Развитие осуществляется все в большей мере духовной энергией человечества, которое опирается при этом на свой разум, на знания, полученные в результате научной деятельности и художественного постижения мира. Основой научной и художественной деятельности является творчество. Поэтому на современном этапе, этику как учение о конечных целях можно и следует назвать этикой творчества.
Если этика творчества — новый этап развития этического учения, то мы вправе ожидать, что она естественным образом включит в себя основные достижения этических учений прошлого. Именно такое соотношение нового и предыдущего этапа — характерный критерий правильности нового обобщения в естествознании.
С естественно-научной точки зрения в развитии мира целесообразно выделить самые крупные этапы, чтобы при переходе от одного к другому менялись тип основного закона движения, основной элементарный акт и характерный тип взаимодействия. По таким критериям естественно выделить три периода развития, которые мы назовем косной, живой и мыслящей материей. Термины «косная» и «живая» материя достаточно понятны. На этапе косной материи основные законы — законы движения — принято формулировать в виде физических законов сохранения (энергии, импульса, «очарования», барионного заряда и т. д.). Тип взаимодействия для косной материи энергетический. Элементарные акты — физические и химические превращения. На этапе живой материи основные законы — законы развития (закон естественного отбора, естественного подбора, тип взаимодействия — сигнальный, элементарные акты — конвариантная редупликация макромолекул, рождение, смерть, слияние гамет и т. д.
Естественно-научный термин «мыслящая материя» требует специального пояснения. Мыслящей материей мы называем всю систему «человек — его творения — окружающая природа», когда она достигнет такого уровня развития, что дальнейшее ее совершенствование будет осуществляться по законам самопланирования, самоконструирования. Основной тип взаимодействия — символическое взаимодействие. Основной элементарный акт — творчество. Ясно, что отдельный человек, с точки зрения такого определения, не может называться мыслящей материей. Очевидно также, что в настоящее время и вся система: «человек — его творения (т. е. искусственно созданная среда) и естественная среда» еще не может быть названа мыслящей материей.
Человек в настоящем своем состоянии занимает промежуточное положение, обладая одновременно чертами, присущими и живой и мыслящей материи.
Уточним понятия творческого акта и символического взаимодействия, являющиеся основными для этапа мыслящей материи.
Творчество - создание нового (субъективно или объективно) через посредство мысленного образа. Такого пути создания нет в косной материи и в развитом виде, помимо человека, нет и в живой природе. Между вещественной реальностью и мысленным образом не только нет однозначных материальных соответствий, но никакие конкретные материальные соответствия несущественны в рамках сохранения гораздо более общих, имеющих иную, не материальную природу соответствий символических.
Для косной материи, как правило, характерно однозначное соответствие: чтобы поднять камень, осветить помещение, нагреть воду, надо определенное количество энергии. Между разными формами энергии имеется однозначный количественный эквивалент. При сигнальном взаимодействии, характерном для живой природы, соответствие между внешним сигналом и ответом объекта не обязательно однозначно. Пчела может, например, воспринимать медоносный цветок посредством зрительного, обонятельного или осязательного сигнала, но каждый раз существенно конкретное материальное соответствие между сигналом и воспринимающим устройством. Символическое соответствие есть отрыв от конкретно-материального соответствия, намек, указание на некое идеальное целое, идеальный образ.
По ходу размышления необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, предложенное выделение этапов развития материи идет по линии усложнения с одновременным сохранением форм предыдущих этапов: когда появляются новые формы, включающие старые как элементы более сложных систем. Заметим, что для новых форм даже при переходе к следующему этапу развития законы предыдущего этапа развития полностью сохраняют свою силу, но направление развития этих форм определяется уже законами нового типа.
Во-вторых, по крайней мере, начиная с этапа живой материи, развитие происходит не только путем усложнения, но и совершенствования. Это может осуществляться, когда возникает огромное множество эквивалентных по сложности, но различных вариантов объектов, индивидуальностей.
В-третьих, между выделенными этапами развития существуют определенные периоды, когда в данных участках Вселенной не установилось еще перехода от одного этапа к другому, и законы разных этапов действуют как бы «на равных». Такая ситуация, по-видимому, имеет место сейчас, когда во многих сферах развития законы мыслящей материи действуют «на равных» или даже в подчиненном положении по отношению к биологическим законам.
В-четвертых, можно заметить, в качестве предположения, что материя в своем развитии на каждом этапе исчерпывает степень возможного качественного разнообразия форм и существенно новые формы появляются далее только в рамках нового этапа развития материи. Так, например, развитие по законам мыслящей материи породило новые формы косной (чистые и композиционные материалы и т. д.) и живой материи (гибридные сорта, соматические гибриды животных клеток, культуры клеток млекопитающих и т. д.).
Становление и развитие мыслящей материи является, по всей видимости, естественным (т. е. закономерным и неизбежным) этапом. Именно в рамках законов мыслящей материи раскрывается потенциально возможное многообразие форм существования материи, преодолеваются ограничения материального мира, происходит торжество духовного начала. Становление и развитие мыслящей материи все в большей мере становится и осознанной целью человечества; повторим, что творчество при этом является основным актом ее развития. Отметим еще раз, что именно поэтому современную концепцию о конечных целях уместно назвать этикой творчества.
Для господствующей в данной исторической формации этики принято оценивать действия и намерения на основании того, как они влияют на состояние системы (сообщества, племени, семьи, человечества и т. д.). Добро — то, что ее стабилизирует. Зло — то, что способствует разрушению.
Осознание конечной цели человечества как формирование мыслящей материи позволяет определить общие критерии добра и зла более общо: добро — то, что способствует развитию мыслящей материи, зло - то, что ему препятствует.
Однако такими общими и туманными понятиями, как «способствует», «препятствует», конечно, невозможно пользоваться в строгих рассуждениях.
Что значит способствует? Достаточно очевидно, что надежность развития и совершенствования является самой важной характеристикой его. Поэтому можно уточнить критерий: то, что повышает надежность развития в направлении мыслящей материи, то добро. Злом же является уменьшение надежности, понижение вероятности. Заметим, что надежность развития и скорость его не следует противопоставлять. Надежность — определяющий критерий, но в реальных ситуациях бывает, что только достаточная скорость развития и своевременность обеспечивает его надежность. Так, если быстро, сейчас же не спасти исчезающие виды, то это сделать будет уже невозможно.
Прямое использование вышеприведенной формулировки критерия добра предполагает знание причинно-следственных взаимодействий между намерениями, конкретным поступком, с одной стороны, и результатом — с другой. Что, очевидно, невозможно. Чтобы сформулировать операционные следствия, нужно иметь критерий локального характера, позволяющий оценить процесс развития в терминах «хорошо — плохо» в малой временной протяженности. Наиболее естественно предположить, что таким критерием окажется обратимость развития в каждый момент времени. В этом случае, по крайней мере, неблагоприятное отклонение процесса можно выправить, достигнув в целом максимальной надежности всего движения. Из этого принципа «обратимости в точке» можно получить три правила-следствия.
Первое. Для обратимости процесса необходимо, чтобы сохранялось многообразие всех существующих форм каждого типа: многообразие генотипов людей и организмов вообще, множественность языков, разнообразие научных концепций, художественных стилей, традиций, культур. Уменьшение разнообразия должно рассматриваться как зло, сохранение — как добро. Правда, остается неясным: следует ли дать простор любому явлению? Или, напротив, целесообразно сохранить его лишь в специальном «фонде» (как культуру чумных палочек)?
Второе. Его можно назвать принципом детального соответствия. Если для какого-нибудь множества объектов мы можем выделить две основные диалектические категории, с помощью которых удается описать его развитие (например, форма — содержание, производительные силы — производственные отношения и т. д.), то самым благоприятным условием развития будет локальное соответствие этих категорий в каждый момент времени для каждого объекта множества. И, наконец, третье. Если ценность явления или объекта остается неопределенной, то надо исходить из максимально возможной его ценности. Это правило близко, но не тождественно провозглашенному А. Швейцером принципу «благоговения перед жизнью». Оно допускает практическое сопоставление объектов или явлений по их ценности с целью принятия компромиссных решений.
Мы видим, что все три следствия, выведенные из основного критерия добра и зла, не противоречат ни здравому смыслу, ни гуманистическому мировоззрению. Концепция этики творчества позволяет нам связать эти естественные следствия с общими представлениями о развитии мира. С другой стороны, следствия эти прямо касаются ос-нон поведения человека в современном мире — воспитания детей, бережного отношения к личности другого человека, наследию культуры, природы.
Эти три принципа позволяют оценить внешние явления и носят ограничительный и дифференцирующий по отношению к действию характер. Они должны быть дополнены четвертым принципом, который можно назвать принципом единой меры и единства внешнего и внутреннего. Этот принцип не выводится из сформулированного выше положения о «локальной обратимости». Четвертый принцип является традиционным, его можно изложить так: собственные возможности, поступки, достижения и ошибки следует оценивать той же мерой, что и у других людей; этот принцип требует четкого следования нравственному долгу, не всегда совпадающему с общественной моралью.
Следует заметить, что все четыре принципа являются взаимодополняющими, и требуется выполнение всех четырех, не нарушая ни одного из них.
Здесь вероятно уместно провести дифференциацию между экологическим и ноосферным мышлением. Экологическое мышление имеет доминанту — сохранение биосферы. Несмотря на благородство и необходимость осуществления этой цели, отсутствие или недостаточность гуманистической установки легко приводит к тому, что может быть названо экологическим тоталитаризмом или даже фанатизмом, когда допускается установление «экологической диктатуры», уменьшение населения Земли до 500 млн. человек (такие цифры фигурируют, не ясно как это осуществить и предполагает ли автор предложения свое сохранение в числе избранных 10% ?!), пренебрежение судьбой целых этносов и культур.
Ноосферное мышление предполагает именно системный подход, когда исключается противопоставление природы человеку. Человек, его разум, духовное наследие признается высшим этапом земного развития, сохраняющим право на такое место в системе, только при условии его рачительного отношения к Планете в целом.
Согласно ноосферному мышлению человек должен своей жизнедеятельностью так вписаться в биосферные процессы, чтобы не только сохранить биосферу во всем ее разнообразии, но и обеспечить духовный рост человечества, гуманизацию межличностных и межэтнических отношений, сохранение и развитие культурно-этнического разнообразия мира.

Материал подготовлен на основе книги А.Г. Маленква «Путь России в будущее (вхождение в ноосферу)».