Я создаю вдохновение на сцене
Журнал №20 (2013 год)

Журнал №19 (2013 год)

Журнал №18 (2012 год) Журнал №17 (2011 год) Журнал №16 (2009 год) Журнал №15 (2008 год) Журнал №14 (2008 год) Журнал №13 (2007 год) Журнал №12 (2007 год) Журнал №11 (2007 год) Журнал №10 (2007 год) Журнал №9 (2006 год) Журнал №8 (2006 год)
Журнал №7 (2006 год) Журнал №6 (2006 год) Журнал №5 (2005 год) Журнал №4 (2005 год) Журнал №3 (2004 год) Журнал №2 (2004 год)

Главная
28 | 03 | 2024
Я создаю вдохновение на сцене

На своём тренинге «Искусство выступать, влиять и вдохновлять» я уделяю особое внимание умению вызывать в себе в нужное время в нужный момент состояние вдохновения. Методика моя опирается на мой профессиональный актёрский и режиссёрский опыт, а также на опыт тех людей, кто выступает с успехом и стабильно достигает во время публичных выступлений нужного настроя и отклика публики.

Для чего нужно это состояние?

Вспомните, когда в вашей жизни — в течение нескольких минут или даже целый день — всё как бы само собой складывалось. Вы испытывали прилив сил, лёгкость и, почти не прикладывая усилий, успешно совершали то, что хотели.

Если вы выступали на публике, то люди внимательно слушали вас и вам было легко их увлекать за собой. Если подходили пообщаться к незнакомым людям, то говорили интересно, почти не задумываясь, что и как говорить, сам собой возникал удачный юмор, и вы чувствовали ответную живую реакцию симпатии и заинтересованности. Или, может быть, вы что-то писали, сочиняли, планировали — и всё получалось легко и просто, как по маслу шло…

Это состояние может сопровождать совершенно разные процессы: от публичного выступления до сексуальной близости. И, когда его испытываешь и понимаешь, что находишься в этом состоянии, то от этого становится ещё лучше и само состояние вдохновения усиливается.

Точно так же можно вспомнить и ситуации, когда мы испытывали противоположные ощущения: чувствуешь, что «ничего не идёт», не складывается, «не тот настрой», и от того, в тех же самых ситуациях, когда делаешь примерно то же, но результат совсем иной. И от того, что знаешь: «не тот настрой», — настрой становится ещё больше «не тот».

«Тот настрой» — настрой успешности и вдохновения — это есть фундамент, на котором любые действия приобретают эффективность и силу. Без этого фундамента здание, построенное на основе любых знаний, умений и усилий, во время выступления на публике может рухнуть или даже не быть построено. «Не тот настрой» — и дело застопорилось, не идёт.

Из каких эмоций и чувств состоит этот настрой вдохновения?

Обычно выступающие называют следующие эмоции:

  • радость,
  • азарт,
  • интерес,
  • влюблённость,
  • восторг,
  • удовлетворение,
  • гордость,

и многие говорят о чувстве уверенности, которое сопровождает и наполняет действия в этот момент.

Практически, вдохновение — драйв — интенсивное переживание комплекса этих чувств. А раз так, то, умея уже пробуждать эти чувства и влиять на их интенсивность, мы можем с вами данное состояние вызывать по своему заказу в нужное время, а не ждать момента, когда ветер надует вдохновение, или же его ниспошлёт нам небо (хотя и от такого подарка не откажемся).

Как вызывать вдохновение?

Делать это мы будем с вами сразу. Делайте это каждый раз до выхода на публику и во время выступления.

На практике

Вспомните моменты в жизни, когда вы были в состоянии успеха и вдохновения. Что делали, что говорили и слышали, что чувствовали, что с вами происходило. Подробно вспомните это.

Как правило, при подробных воспоминаниях прежнее состояние в той или иной степени возникает. Усилить можно его, если при этом рассказать и передать наиболее «вкусные» детали этой ситуации партнёру по общению. Совместное переживание позитивных чувств сближает.

Теперь, когда вам нужно войти в данное состояние, вы вспоминаете перед этим или по ходу дела прежние успешные ситуации — и питаетесь возникающими чувствами.

Представьте то, что в результате совершаемых вами действий хотите получить. Нарисуйте привлекающие вас картинки, желаемые ощущения — в общем, фантазируйте на здоровье. Если ближайший результат вас пока мало вдохновляет, создайте образ более далёкого будущего, которое вытекает из этого результата. Главное, создавайте в воображении то, что вас может заводить. И держите это в голове до и во время вашей деятельности. Можете сочетать: вспомнил — представил.

Если хотите вдохновить кого-то рядом с вами и усилить от этого собственное вдохновение: нарисуйте образы вашей мечты — желаемого результата — вслух. Ещё лучше, если это будет ваша совместная мечта и результат, желанный для обоих. Полезная практика для постоянных партнёров — как интимных, так и деловых.

Направьте внимание на то, что вокруг вас помогает вашему вдохновению — становится источником интереса и радости. То, как это делать, мы уже с вами обсуждали немало — так что сделать вам это будет несложно. Соответственно, всё ненужное и мешающее вы своим избирательным вниманием отсекаете или пропускаете мимо.

Оценивайте и интерпретируйте получаемые сигналы, как помогающие вам. Придавайте им именно то значение, которое может вызвать в вас нужные для вдохновения чувства. Даже трудности воспринимайте как то, что вас заводит и подсказывает новые решения, — при таком настрое легко возникает чувство азарта. Это чувство питается нынешними сложностями, которые надо преодолеть (элемент злости), и радостным будущим в воображении – представлением об удачном преодолении.

Повторяйте про себя слова-настройщики. Хвалите себя. Говорите себе то, что вызывает в вас нужные чувства, типа: «Молодец! Здорово! Получается! Идёт!» (текст индивидуален).

Для быстрого рывка и энергичного действия используйте слова-активаторы. И тут же действуйте!

Если вам нужно так же возбудить и вдохновить другого человека (или группу людей), произносите эти словесные настройки для них вслух. Только учтите, что надо найти те слова, на которые эти люди реагируют.

Например, если на вас действует слово «надо», то у кого-то это слово может вызвать и протест. Возможно, для него лучше будет активизироваться через вопрос: «Что, слабо?» (но помните, что это манипуляция — так что определитесь с целью).

Сделайте эмоциональный жест радости — раскройтесь. Можете добавить к нему и жест интереса — устремитесь вперёд. Жест можно выполнить всем телом — выразить внешне. А можно, как вы знаете, и сделать мысленно. Выбирайте в зависимости от ситуации.

Можно и другим помочь настроиться через подобные жесты при условии, что они этого хотят, — предложите им «встряхнуться».

Выполняйте действия с выбранным для вдохновения настроем — реально или воображаемо.

Можете обнять человека или множество людей, можете нести их или подбросить на руках к небу! Сделайте это с публикой или с любым сидящем в зале человеком. И, если они по отношению к вам сделают то же, — вы будете на одной волне.

Создайте образ, который ассоциируется у вас с успехом и вдохновением.

Например, вы стоите на вершине горы, а в ногах у вас — просторные долины. Или вы стоите на носу катера, и ветер бьёт вам в лицо, а брызги воды орошают вас свежестью и прохладой. Вы — на сцене, в лучах прожекторов, и огромный зал рукоплещет в восторге вам.

В ситуации, когда необходимо вдохновение, вы представляете этот образ, мысленно помещая себя в эту обстановку и эту эмоциональную атмосферу.

Вы также можете использовать в общении с людьми эти образы, на которые откликается воображение партнёров по общению, и тем самым помочь этим людям испытать подобные ощущения.

Рекомендую, создав мысленно этот образ, послушать свои физические ощущения: что происходит с телом, дыханием, голосом — и при желании их воспроизвести затем, как бы по памяти. В этом вам помогут и воспоминания об успехе. Это уже, как вы видите, комбинированный способ, совмещающий  мысленное приглашение эмоций с вызовом чувств через тело.

Используйте реально или мысленно музыку, которая вас заводит. Кому-то поможет и представление, как он под неё движется и танцует. При пробуждении подобных чувств у других людей музыкой следует пользоваться грамотно. Не обязательно от той же самой мелодии у них будут те же чувства, что и у вас. Воздействие музыки связано с той ситуацией, когда она была прослушана ранее, и с теми личными ассоциациями, что она вызывает. Так что не рекомендую для вызова вдохновения пользоваться известными мелодиями, тем более попсовыми. Может быть обратный эффект.

Некоторым людям войти в состояние вдохновения помогает определённая одежда и обувь — наденьте её, а женщинам — новая причёска или просто принятая накануне ванна — сделайте это. Вообще, осознание «я в форме» уже создаёт почву для вдохновения. Найдите и выполните то, что помогает вам себя таковым считать.

Секс — это также прекрасный способ повысить свой тонус (чаще у женщин, и если он был качественный), а тем самым создать почву для вдохновения. Хороший секс до выступления или предвкушение его после него — даёт хороший заряд вдохновения.

Кому-то помогает войти в это состояние что-то вкусное (шоколад, например).

Быстрее всего входить в искомое состояние и пребывать в нём помогает комбинирование указанных выше способов. Вы можете поэкспериментировать.

Например, представить воодушевляющий результат своей деятельности, сказать слова-настройщики и выполнить мысленно действие-раскрытие.

Предлагаю вам несколько раз подряд на практике создать воодушевлённый настрой и выйти из него, чтобы освоить умение вызывать воодушевление сначала в благоприятной обстановке, а затем уже и в более сложных «боевых» условиях — во время презентации и выступления. Повторение создаёт нужную вам привычку и не даёт зарасти дорожке, ведущей в вашей душе к состоянию вдохновения.

Игорь Незовибатько, театральный режиссёр и актёр, бизнес-тренер, ведущий тренинга эффективной коммуникации.