ПОТРОГАТЬ ЖИЗНЬ
Журнал №20 (2013 год)

Журнал №19 (2013 год)

Журнал №18 (2012 год) Журнал №17 (2011 год) Журнал №16 (2009 год) Журнал №15 (2008 год) Журнал №14 (2008 год) Журнал №13 (2007 год) Журнал №12 (2007 год) Журнал №11 (2007 год) Журнал №10 (2007 год) Журнал №9 (2006 год) Журнал №8 (2006 год)
Журнал №7 (2006 год) Журнал №6 (2006 год) Журнал №5 (2005 год) Журнал №4 (2005 год) Журнал №3 (2004 год) Журнал №2 (2004 год)

Главная
19 | 03 | 2024
ПОТРОГАТЬ ЖИЗНЬ

Можешь не писать — не пиши…

Я не могу.


Чуть больше полугода назад мне пришлось столкнуться с РАКОМ. Очень близко. Практически вплотную. Только что не в своём теле.

История не предвещала ничего такого…

Мы познакомились в мае месяце прошлого года. Может, случайно, а может… Как обычно… Он живёт в другом городе, 2 часа лёту. Встречались, общались, и всё затянулось. Он начал подумывать о какой-то серьёзности, а я продолжала играть сильную женщину по привычке.

И вот очередное, что редко для мужчин, медицинское обследование...

Врачи: «Всё хорошо. Вы здоровы».

И лишь один, случайно, ощупывая его шею, наткнулся на какое-то уплотнение.

Дальше-то всё понятно: УЗИ, биопсия под общим наркозом.

Я ругалась с ним полночи, чтобы уговорить снова пообщаться с врачом и сделать биопсию под местным наркозом. Ведь ни для кого не секрет, что общий наркоз может быть опасен, и лучше уж местный, абы чего не приключилось.

Он сказал, что уже всё решил и чтобы я не давила. Он же мужчина и забирал у меня своё естественное право принимать решения самому. У меня, у сильной женщины, привыкшей жить одной и решать все семейные вопросы. В этот раз мне не оставалось ничего, кроме как принять это.

Операция, исследования удалённой ткани, дни идут, и вот… РЕЗУЛЬТАТ! Столь долгожданный, в него вложили всю веру, какая только была в запасниках, но, УВЫ…

Чёрным по белому: «Метастаз папиллярного рака».

Надеюсь, никто из вас не сталкивался и не столкнётся с этим!

Как мне сказал мой мужчина: «У нас, блин, бесплатная медицина в онкологии! Ближайшая консультация в единственном онкологическом центре города, четвёртому по численности населения в России, чтобы получить направление на первичные обследования — ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ!»

Мне повезло! Он давно занимается бизнесом, а значит, какая-то хватка и пробивные способности есть! Нашли связи и в онкоцентр попали через неделю, а там по-новой: делайте перепросмотр биоматериала, УЗИ — у нас такие правила, и мы никому не доверяем, кроме своей лаборатории и своих сотрудников! А это время….

Сделали перепросмотр — результат подтвердился и у них.

Но надежда не желала сдаваться. Москва, медицинский центр Маленкова: «У вас никаких признаков. Сдавайте биоматериал на перепросмотр. Ошибки не редкость».

По рекомендации к врачу-хирургу голова-шея (у них так и пишется на табличках на двери). УЗИ, пункция — ждите результатов.

Онкоцентр им. Герцена, также по знакомству. Коридоры, очереди, толпы обречённых по виду людей. Снова УЗИ, сдали биоматериал на перепросмотр дважды — результаты через пару дней, перепросмотр КТ, уже сделанного к тому моменту по месту жительства.

Сидим, ждём.

Результаты всех перепросмотров и перепроверок: метастазы папиллярного рака щитовидной железы без выявленного очага!

Сколько жить?

Всем по-разному…

Интернет - изучение исследований на английском, немецком и других языках, благо есть интернет-переводчик.

Мировая практика более основательна, объективна и имеет внятную статистику. Из всех этих изысканий для мужчин до 45 лет с регионарными, без отдалённых, метастазами, т.е. близкими к очагу, и при не выявленном очаге прогноз просто замечательный: это более 10 лет! В 93% случаев. А ему всего 42 года! И это ИХ статистика, где всё налажено, изучено и планомерно, с объяснениями самому пациенту. А у нас???

Читаю, изучаю нашу статистику… Его подход: врач — Гуру, он специалист, и нечего ему задавать вопросы.

Операция по полному удалению щитовидной железы через 2 недели. Готовить все анализы по новой, т.к. старые от биопсии уже не подходят, срок больше 1 месяца.

Он, молодец, держится. Разговаривает со мной каждый день по скайпу несколько часов в сумме. Говорит, что его родные уже похоронили его. Именно таких родных я видела, когда была с ним в центре им. Герцена. Они приходили со своими родственниками, которым поставили диагноз РАК. И вид был у них, что они уже и их похоронили, и себя заодно. То есть перед тобой, вроде, человек, но уже не совсем, он ходячий труп за компанию. Хотя рак — это всего лишь заболевание, хоть и страшное, а не приговор.

Вот так я познакомилась с ним, с РАКОМ.

После всех перипетий, соприкосновений с действительностью нашей медицины, когда хирург режет, и дальше ты предоставлен сам себе, и никто тебя не ведёт, и никто не скажет, когда и что тебе сдавать, чтобы прожить те самые 10 лет в 93% случаев, я задумалась: насколько наша жизнь в наших руках? Что именно от нас зависит?

А как вы отвечаете на эти вопросы для себя?

В памяти всплывает Булгаков: человек предполагает, планирует и даже не знает, что случится с ним этим вечером!

Не слишком радужно, как мне представилось. И тогда включился мой разум и начал взвешивать, сопоставлять, сверять и анализировать. Вот что получилось в результате всех этих операций: есть область, в которой мы можем, оказывается, принимать решения и влиять, хоть это и непривычно для нас, возможно. Мы можем выбирать врачей, мы можем обратиться не к одному, а к 2, 3, и даже к 5 специалистам. Ведь это моя жизнь! Или жизнь моего близкого человека! В истории нет ни одного широко известного примера, когда люди не боролись за неё — это заложено в наших рефлексах: выживать, искать способы, приспосабливаться! Мы можем сами найти информацию и сравнить с тем, что говорит нам врач, ведь существует не только Россия, существуют другие страны и существует международная практика. Что-то в России ещё не известно широко, хотя в мире уже практикуется. И этим всем сегодня мы можем пользоваться! Ведь практически у каждого есть доступ в интернет, может, вы об этом и не догадываетесь, но у ваших детей, практически у всех, в их телефонах он существует! Стоит только спросить — и чудо может произойти! Существуют переводчики с разных языков прямо в интернете. И об этом я тоже узнала благодаря этой ситуации.

Противоположное поведение, как оказалось, может стоить жизни…. Через полгода умерла близкая подруга моей мамы… Как ей ни предлагали помощь, как ни старалась я объяснить ей, что стоит использовать все возможные способы, она отказывалась 3 года назад, на начальной стадии. Близкие обратились только за несколько месяцев до конца, когда уже ничего нельзя было сделать, кроме как облегчить наркотиками её состояние, болеутоляющие уже не действовали…

Я принимаю такой выбор человека, хоть и больно с таким согласиться! Ей было всего 64 года. Её дочь сказала: «Я всё время думаю, как мало она пожила».

Пишу это и плачу… Я всем своим организмом не могу смириться с тем, что люди отказываются выбирать жизнь! Отказываются пробовать всё доступное и не только признанное официальной медициной, ведь существуют и альтернативы. А расставив сети со всех сторон одновременно, у нас больше шансов справиться с раком. И именно со всех сторон и одновременно, не чередуя, не меняя, не переходя от одного к другому, а одновременно и с разных сторон.

Жизнь — это прекрасно! Жизнь — это единственное, что нам дано на этой земле. И отдать её просто так я не согласна! У меня больше ничего нет кроме жизни! Про перевоплощения, реинкарнации и прочее я подумаю в следующей жизни, а в этой буду жить!

Занимаясь этим вопросом, читая исследования ведущих раковых центров всего мира, изучая эту проблему со всех сторон, я наткнулась на книгу К. Саймонтона и С. Саймонтона «ПСИХОТЕРАПИЯ РАКА», вышедшую в 2001 году. Американские специалисты Карл и Стефани Саймонтон разработали уникальную программу выздоровле­ния онкологических больных. Большое внимание в книге уделено объяснению, что такое РАК. На основе статистических исследований авторы доказали, как эмоциональное состояние может влиять на возрастание вероятности развития рака, и привели таблицу стрессовых ситуаций, которые увеличивают её. В ней оказались и позитивные, в нашем понимании, жизненные ситуации, например, заключение брака, беременность, прибавление в семействе, примирение с женой/мужем, выдающиеся личные достижения и другое. Особое внимание они уделили теме ответственности больных за своё состояние и здоровье, так как в Америке тоже не редкость взваливание всего груза на врачей и ожидание от них чуда при практически полной пассивности самих напрямую заинтересованных в излечении пациентов. Специалисты предлагают простые методики визуализации и релаксации, преодоления страха и боли, которые показали свою эффективность в центре психологической помощи раковым больным. Очень советую её прочитать всем. Найти книгу в интернете легко.

А недавно на почту прислали ссылку на V Съезд Онкопсихологов, который пройдёт в Москве 14–16 ноября этого года. Я не смогла устоять перед такой возможностью поближе рассмотреть, что сегодня есть у нас в этой области. Связалась с организаторами, получила аккредитацию и собралась на это мероприятие. Но из-за большой загруженности и малого времени на сон умудрилась поймать вирус и простыть. Температура, хуже не придумаешь — 37,2, нос не подаёт признаков дыхания… А тут 14 ноября приближается… Собрала всё, что было в закромах маджериковской аптечки, и начала себя выздоравливать. Неделю отсидела честно дома, но организм ещё не справился с напастью. В результате попала я только на вторую половину первого дня Съезда. Этого оказалось более чем достаточно, чтобы вкусить все «прелести» разворачивающейся картины онкопсихологии в России.

Я приведу здесь некоторые выдержки из выступлений участников Съезда, ярко иллюстрирующие важные моменты.

Лидия Михайловна Сагальчик из Минска, онкоуролог, рассказывая про свою многолетнюю практику, отмечала:

«Сегодня выявление рака всё чаще происходит на ранней стадии. Это не может не радовать. И вместе с тем это вызывает ряд сложных вопросов для пациентов, когда необходимо делать операцию по удалению предстательной железы или яичек. Это затрагивает сакральную сферу: восприятие мужчиной своей идентичности, своей маскулинности. Нередко предлагаются калечащие операции, чтобы сохранить жизнь. Но есть ситуации, когда эти операции нужно делать не сию секунду, и пациент молодой. Нужно наблюдаться, а это жизнь под дамокловым мечом. И принятие решения в такой ситуации сложное. Люди могут согласиться на то, чтобы им удалили всё сегодня, так как сексуальность не важна, а жизнь дороже. И в таких ситуациях нужна психологическая помощь пациенту, потому что врач-онколог не будет разбираться в причинах такого ответа, у него нет на это ни сил, ни знаний…

…В глубине души пациент уверен, что если он сделает операцию, то жена его бросит, а задать вопрос напрямую он боится, потому что боится услышать ответ. Жена про себя думает, что ей нужен муж, а не его сексуальные подвиги, особенно, когда идёт 6–7 декада жизни, но она стесняется ему об этом сказать. И в этот момент нужно присутствие внимательного, доброжелательного человека, который сможет поговорить с ними на эти, табуированные в нашем обществе, темы.

В подобных ситуациях в ответ на моё предложение поработать с психотерапевтом мои пациенты отвечают: «Нет, нет, я нормальный», или «Не надо, я сильный человек, я помогу себе сам», или вариации на ту же тему.

К сожалению, пациенты не воспринимают психологическую помощь, если она исходит от психологов. Это особенности нашего менталитета. Особенности общества, которое ещё не дошло до ситуации: это вы будете решать с моим адвокатом, а это я обсужу с моим психотерапевтом».


Я надеюсь, что в скором времени мы будем считаться с тем, что у нас есть ДУША. Она почти как орган в нашем теле и может незаметно болеть, и ей может понадобиться помощь, как и при гастрите, переломе и прочих недугах. Для души существует свой доктор! И это важно — заботиться о ней, особенно о душах наших детей. Я никогда не сталкивалась с ситуациями, когда тяжело болели бы дети моих близких людей. Но на этом Съезде я была потрясена тем, что может происходить с детьми в семьях, где случилось такое несчастье.

Елена Григорьевна Бяй, психолог, рассказывала о своей работе в ГБОУ ЦЛПДО «Возрождение», о том, что происходит с детьми в семьях, где один из детей болен раком или иным тяжелым заболеванием. Оказывается, не редкость случаи серьёзных отклонений у здоровых детей: задержка в развитии, восприятие окружающего мира как враждебного, агрессивного, опасного. Эти дети часто оказываются сильно психологически травмированы такой ситуацией, ведь родители бросают все силы на спасение больного ребенка, и не всегда у них хватает сил и времени на здоровых детей.

В мировой практике принято в таких ситуациях сразу после постановки диагноза ребёнку проводить психологическую адаптацию-реабилитацию всех членов семьи. В России, к моему удивлению, такие центры уже существуют!

Под занавес первого дня Съезда я услышала две истории. Их рассказал Дмитрий Витальевич Лицов из Риги, психолог, психотерапевт центра VITALITY:

«Как-то ко мне пришёл парень, 15 лет, с неоперабельным раком. Длительное лечение: 2 недели в больнице, 2 недели дома. Сильно истощён. Пришёл ко мне после очередных результатов анализов на консультацию. Пришёл весь мокрый. Я его спрашиваю: «Попал под дождь?».

— Да… Возможно, это мой последний дождь… — услышал в ответ.

Я забыл про всё. Про все методы, про эмпатию, про то, что я психотерапевт… Я замер от страха, отчаяния, бессилия. Мы какое-то время сидели, мне показалось, что прошла вечность… И тут я сообразил, предложил: «Давай откроем окно и потрогаем дождь».

Мы открыли окно, выглянули на улицу и минут двадцать молча стояли, подставив руки под дождь. После этого он сказал: «Такое ощущение, что жизнь потрогал…».

«Часто слышишь от пациентов, что они повторно сдали анализы и результаты будут через 2 недели. Эта ситуация неопределённости вызывала зашкаливающую тревогу. Людям было легче услышать, что у них рак опять, чем ждать эти 2 недели».

Это я могу подтвердить своим личным опытом.

И вторая:

«Была у меня ещё одна пациентка, её уже нет в живых. Она высокая, очень красивая женщина, успешная: у неё было много поклонников, денег. Никогда не была за мужем, т.е. жизнь богемы вела. Она говорила: «Представляешь,40 лет мне нужно было прожить, чтобы понять, что я не жила». Оставшиеся полгода жизни она радовалась, жила «здесь и сейчас». То, насколько она была открыта миру, аутентична: что внутри, то и снаружи, — поражало».

В их центре висит памятка для психологов: «Сегодня мне не нужна твоя помощь» — Бог.

Такие центры оказывают психологическую помощь бесплатно. Они есть в разных регионах. Существует горячая линия психологической помощи онкобольным и их близким: 8-800-100-01-91 (звонок по России бесплатный). Оказывается, существуют разные социальные проекты в этой области.

Сегодня меня радует, что мы движемся к цивилизованному обществу, и в доказательство этого я увидела рекламные щиты на улицах Москвы с надписью: «ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ВЫЛЕЧИТЬ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОМОЧЬ».

Если кому-то нужна помощь, чтобы получить больше информации по раку, найти исследования и разобраться в них — пишите: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript   с темой: «Нужна помощь по раку».

Спасибо моему молодому человеку, что он сильным оказался и справляется с теми сложностями, которые появились, не опуская рук, несмотря на не слишком хорошие результаты анализов. Спасибо всем моим знакомым, которые нам помогают! Я жалею только о том, что не была такой в 18 лет и не смогла помочь своему папе справиться с этой болезнью и прожить дольше 5 лет. Светлая ему память.

Наверно, нужно мне было потерять столько близких людей, чтобы начать ценить жизнь так, как я это делаю сейчас.

Пока писала, услышала слова песни: «Don't let goNever give up, it's such a wonderful life…».«Wonderful Life» группы Hurts.

«Не отпускай… Никогда не сдавайся, эта жизнь так прекрасна…».

 

ЧЕЛОВЕК ЖИВЁТ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА!

Елена Фёдорова