Гений – это вспышка на Солнце
Журнал №20 (2013 год)

Журнал №19 (2013 год)

Журнал №18 (2012 год) Журнал №17 (2011 год) Журнал №16 (2009 год) Журнал №15 (2008 год) Журнал №14 (2008 год) Журнал №13 (2007 год) Журнал №12 (2007 год) Журнал №11 (2007 год) Журнал №10 (2007 год) Журнал №9 (2006 год) Журнал №8 (2006 год)
Журнал №7 (2006 год) Журнал №6 (2006 год) Журнал №5 (2005 год) Журнал №4 (2005 год) Журнал №3 (2004 год) Журнал №2 (2004 год)

Главная
20 | 04 | 2024
Гений – это вспышка на Солнце

Я уверена, что всем нашим читателям известен поэт Илья Резник. Этот человек с интересной судьбой, богатым творческим прошлым и будущим. С ним я решила поговорить об удаче, творческом успехе.

– Илья, как Вы думаете, от чего зависит, будет ли человек успешен в творчестве?
– Все зависит от разных обстоятельств: от степени таланта этого человека, удачи, стечения обстоятельств. Говорят: «Этот певец раскрученный». Я говорю: «Да, он раскрученный, раньше не знали, а теперь все знают, что он бездарность». Сейчас, в связи с различными скороспелыми проектами, появляется очень много успешных людей, но успех этот сомнительный. Хотя, сейчас, возможны и такие ценности. Я – консерватор и очень тяжело воспринимаю успех бездарных людей.

– Расскажите, пожалуйста, как к Вам пришел успех?
– Ко мне успех долго шел. У нас были другие взаимоотношения, не было спонсоров и т.п. Я нес свои стихи, свои сочинения, пробивался через чиновников, через редакторов, на радиостанции, это был длинный, длинный путь и очень тяжелый. Сейчас, когда ко мне подходят дети за автографами, когда подходят на улице рабочие и говорят: "Спасибо Илюха!" – вот в этом есть радость! Это наивысшая оценка.

– Над чем Вы сейчас работаете?
– Сейчас выпускаю новую редакцию «Книги молитв», выходит первый том четырехтомника детских сочинений. Впереди большая благотворительная акция «Динамо – детям России». Это из серии «Служить России» – то, что мы проводим в Государственном Кремлевском Дворце. Шесть тысяч ребят приезжают из интернатов, кадетских корпусов, из неблагополучных семей, из семей погибших сотрудников правоохранительных органов. Я дарю шесть тысяч книг каждый год, шесть тысяч дисков с песнями и большую концертную программу, в которой принимают участие мои друзья. В прошлой программе участвовала Алла Борисовна, Тамара Гвердцители, Варвара, группа «Республика».
Только что состоялась премьера мюзикла «Черная уздечка белой кобылицы» в «Театре Сатиры». Зрители очень хорошо приняли эту постановку. Уже были Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Эдвард Радзинский, Марк Разовский, Эльдар Рязанов, Ян Арлазоров, Леонид Якубович, Александр Шилов, Илья Глазунов, Андрей Караулов, очень много людей высоко оценили этот спектакль. Это музыкальная притча, пьесу я написал 30 лет назад, она шла в «Камерном еврейском музыкальном театре». Год назад «Театр Сатиры» предложил сделать новую редакцию. Мы с сыном Максимом написали новую пьесу на музыку Юрия Шерлинга. Это очень красивый спектакль, эмоционально сильный. В нем много актерских удач – Юрий Васильев в роли Беньомина (блистательная работа, бенефисная); Луиза Мосендз – актриса, которая играет Хану – мать семейства; Иван Ожогин – потрясающий молодой человек с колоссальным голосом, который играет главную роль городского сумасшедшего Агиц ин паравоза. Талантливейшая актриса Нина Курпякова великолепно исполнила одну из главных ролей, очень непростую роль Демона. Великолепно поставленные танцы, декорации Лисянского – художника из Израиля, а костюмы делала Наташа Каневская – во всех параметрах это удача и успех каждого, конечно.

– О чем спектакль? Что он несет зрителю?
– Он несет вечные постулаты о добре и зле, о золоте, о душе. Это фаустовская, вечная тема – что нельзя душу продавать за деньги. В драматургии, как и в сценографии, как и в кинодраматургии, существует ограниченное число сюжетов и главное не что, а как об этом сказать. У нас сказано очень ярко. Публика стоя аплодировала – Алла встала, весь зал встал.

– За счет чего Вы смогли добиться такой яркости?
– За счет коллективной работы всех талантливых людей, которые были задействованы в этом спектакле. И аранжировщик, и композитор, и исполнители, и звукорежиссеры, и мастера по свету, и постановочная часть, и балетмейстер. Когда все это слагается, тогда получается успех. Если где-то сбой – музыка невыразительная или бездарные стихи, или примитивная сценография – это чувствуется. Все мешает общему образу, потому что спектакль – это творение многих. Так же, как оркестр, если в нем играет 99 виртуозов и один фагот фальшивит, то все насмарку.

– Вы представляете жюри в разных конкурсах, чем Вы можете объяснить популярность англоязычных песен?
– Сейчас рынок весь американский. Туда нашим пробиться весьма проблематично. Он очень плотно забит добротной и не очень качественной продукцией. Сколько виртуозов в Америке! С какими голосами! Разве можно с нашими сравнить? Конечно, нет. Английский язык очень певучий. Чтобы на русском языке песня звучала, нужен определенный талант. Столько сейчас корявости, столько бездарных, безграмотных текстов. Группа «Серебро» спела на русском языке – ужасающие слова, а на английском, вроде, ничего. Очень много зависит от мелодики языка. Итальянский – певческий язык, а попробуйте спеть на монгольском или на казахском. В свое время «Санремо» заполонило всю Европу, и до сих пор у нас их «пенсионеры» работают.

– Последнее время Вас часто можно увидеть исполняющего песни, с чем это связано?
– Пою я иногда. Когда-то я был исполнителем песен Городницкого, ходил с гитарой вместе с ним – это было сорок лет назад. Сейчас иногда пою в своих авторских концертах, с ансамблем МВД – гениальный ансамбль, потрясающий хор. С ними я записал уже около пятнадцати песен – «Рабочие войны», «Не отрекайся от страны», «Тревожный вальс». «Служить России» – уже стала гимном нашей армии.

– У Вас много стихов и песен, посвященных отечеству, военнослужащим – это отголоски того, что в юности Вам нравились военные?
– Это было. У меня много друзей военных. Я председатель общественного совета МВД России.

– Что включает в себя Ваша работа в совете?
– Мы работаем с несовершеннолетними. Сейчас много беспризорников, детей из неблагополучных семей. Позавчера я вернулся из Санкт-Петербурга, где было заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, в Пензе я был на таком же совещании. В Екатеринбурге провели конкурс «Щит и перо».

– Как Вы считаете, что может изменить сложившуюся ситуацию?
– Должны быть какие-то усилия, направленные по линии усыновления, по линии патроната. Детские дома себя не оправдали – это кузница будущих уголовников. Только 10% выходят оттуда людьми. Тема дома, тема семьи очень важные. Если у нас будет больше людей, которые будут усыновлять и принимать в свои семьи неблагополучных детей – ситуация выправится. Конечно, надо развивать и спортивные секции, различные кружки; то хорошее, что было потеряно, надо возвращать в свободный доступ, чтобы это не было коммерициализированно.

– С этой темой связана еще одна – тема престижа страны. Помните: «…читайте и завидуйте – я гражданин Советского Союза»? Как можно восстановить это чувство у людей?
– У меня это чувство никогда не пропадало. Какие бы трудности ни были – Родина есть Родина. У меня была песня «Россия». Алла пела: «Ты знала царей и юродивых, Терпела тиранов-вождей. Стоишь предо мной, моя Родина, Пусть голая, но без цепей». Сейчас цепей нет, и, слава Богу.

– Что, на Ваш взгляд, помогает артисту поддерживать свою популярность?
– Во-первых, талант исполнительский, репертуар имеет огромное значение. У Аллы, например, гениальный репертуар, у нее 300-400 песен высочайшего класса и, конечно, индивидуальные данные актрисы – она человек с аурой, которая воздействует на публику. Это тема целой диссертации. Так просто не ответишь, в чем причина успеха, почему один певец с фактурой, с голосом не доходит до людей, а другой хрипатый, без образования музыкального, но у него есть что-то такое, что цепляет за сердце и нравится людям. Наши давние звезды – Шульженко, Пьеха, Утесов – они все были не из консерватории. Можно закончить консерваторию, иметь четыре октавы голос, и это не дойдет до сердца. Здесь мало только вокальных данных, должны быть еще человеческие качества и обаяние, главное – сценическое обаяние. Великий театральный режиссер Борис Равенских сказал о Виталии Доронине: «Ведь букварь не дочитал, а посмотрит налево – там захлопают, посмотрит направо – там заплачут». Настолько он обладал гипнотическим актерским даром – обаянием. Актеру не обязательно быть очень умным, интеллектуальным. Актер, в первую очередь, должен быть человечным, узнаваемым и обладать силой воздействия.
– За счет чего все это может достигнуть поэт?

– За счет природы. Это Богом дано, это не приобретешь. Можно оттачивать талант, надо быть и образованным, и интеллектуально развитым, но если Богом не дано, то ничего не поможет.

– Что Вам помогало преодолевать сложные моменты в творчестве, в жизни?
– Помогал мой оптимизм. Я привык преодолевать, мне никогда никто не помогал в жизни. Начиная с того, что я жил в Ленинграде в блокаду с бабушкой и дедушкой, было сиротское детство, юность. Я всего добивался сам, когда были неприятности, я все равно их преодолевал, находил в себе силы их преодолеть и идти дальше. Помогала вера в себя.

– Кто для Вас гений?
– Это такое озарение, как вспышка на Солнце. В свое время в Питере я видел отрывок спектакля, в котором Николай Гриценко играл жильца, – это было сочетание большой литературы и сценического воплощения! Это было гениально.

– В каком эмоциональном состоянии Вы пишете?
– Это, во-первых, затраты душевных сил. Это как нирвана, когда ты погружаешься и просишь у Господа: «Дай мне», и он дает.

– Бывает такое, что не дает?
– Ночью всегда дает. Я работаю, в основном, ночью, поэтому я так много и написал.

– В чем уникальность ночи?
– Днем очень много отвлекающего. Сейчас я сижу в саду, две собаки у меня лежат, здесь кошка развалилась, тут яблоки падшие. Здесь скорее расслабление, здесь солнышко светит. Какие тут образы? Я их и вызывать не буду, и думать на эту тему не буду.

– Что Вам принесли образы предыдущих ночей?
– «Не ведая ни славы, ни оваций,
 Творцы священный дарят людям труд.
 Как тяжко современникам признаться,
 Что рядом с ними гении живут».
 Вот вам и ответ о гениальности.

– По Вашему, люди не любят признавать, что рядом с ними гениальные люди?
– Никогда. Потому что есть такие понятия как ревность, зависть, собственное бессилие и многое другое.

– Вы часто участвуете в жюри музыкальных конкурсов?
– Мне это мало интересно. На это много времени уходит. Единственное, чем я сейчас занимаюсь – я председатель конкурса военной песни, вот уже два года подряд, потому что это моя тема – патриотическая.

– Остальное время чему уделяете?
– Театр, общественные советы, Алла Пугачева и другие исполнители.

– Днем у Вас общественная деятельность, ночью пишете, а восстанавливаете силы когда?
– Когда есть Муза, Муза и восстанавливает мне силы.

– Желаю Вам постоянной Музы, которая вдохновит Вас на новые литературные произведения.

Для наших читателей мы рады представить уникальный результат сотрудничества Ильи Резника и его Музы за 20 лет – книгу «Салфетжио – записки на салфетках». В нее вошло избранное: заметки на полях, дневники студенческих лет, стихи, эпиграммы, импровизации, любовные послания и зарисовки поэта. Это уникальное коллекционное издание, каждая книга которого подписана автором и имеет свой номер, и Вы можете найти ее в магазине MAGERIC. Книга доставит Вам много приятных минут чтения, а подарка для близких друзей лучше просто не найти!

Елена Федорова